Запуск любой мало-мальски значимой онлайн-игры проходит в торжественной
обстановке: пресс-релизы, пристальное внимание СМИ, восторженный визг
измученной долгим ожиданием аудитории. Напротив, закрывают онлайн-игры
стыдливо, втихую. Компания Square Enix пошла иным путем — с Final Fantasy XIV,
своей многострадальной MMORPG, она расправилась зрелищно и с выдумкой.
Разработчики устроили в Эорзее — регионе, где происходит действие игры, —
настоящий конец света.
Чтобы понять всю важность концовки Final Fantasy XIV,
необходимо кое-что знать об этой игре. В декабре 2010 года, спустя два с
половиной месяца после запуска, президенту Square Enix Еити Ваде
пришлось открыто признать, что она провалилась. Критиковать Ваду можно
долго. Не только за «четырнадцатую», но и вообще за всю ту чертовщину,
что в последнее время происходит с сериалом. Но в отношении
провалившейся MMORPG руководство действовало жестко и решительно. Всю
команду разработчиков разогнали. Не пощадили даже продюсера Хиромити
Танаку, а этот человек, между прочим, трудился над Final Fantasy еще с девяностых годов, с самой первой части.
В
дни, предшествовавшие финалу, мир на полной скорости катился в
тартарары. Даламуд разрослась до пугающих размеров, небо затянули
мрачные тучи, а города наводнили высокоуровневые монстры
На место продюсера пришел мало кому тогда известный Наоки Есида. Ранее он занимался сериалом Dragon Quest, и то не на первых ролях. Есида окинул критическим взглядом доставшееся ему хозяйство и пришел к выводу, что разумнее будет создать игру заново,
чем пытаться привести во вменяемое состояние то, что есть. И без того
непростая задача осложнялась тем фактом, что «четырнадцатую» уже ввели в
эксплуатацию. При всех ее недостатках в нее играло немало людей, и
забывать про этих людей было нельзя. Если бы Square Enix выключила игру
сразу, в 2010 году, и без того подмоченная репутация компании пострадала
бы еще сильнее. Есида нашел оригинальный выход из положения — разыграть
историю про медленную, но неотвратимую гибель мира.
Виновница катастрофы — империя Гарлемард — присутствовала в Final
Fantasy XIV с самого начала. Основные неприятности игрокам приносили
имперцы, прибывшие на континент с завоевательной миссией. До поры до
времени противостояние развивалось вяло, однако в 2012 году события
приняли неожиданный поворот. Командовавший вторжением легат Наэль ван
Дарн, также известный как Белый Ворон, решил, что раз завоевать Эорзею у
него не получается, он ее уничтожит.
Дарн подошел к вопросу с изрядной выдумкой — он вознамерился обрушить
на континент меньшую из двух лун. Эта его инициатива категорически не
понравилась архонам — могущественным магам. Архоны снизошли до игроков и
в безапелляционной форме сообщили им, что пора спасти Отечество. Так, в
одной из миссий нужно было проникнуть в форпост имперцев и раскурочить
аппарат, служивший для Даламуд маяком. Игроки взяли под козырек и
разломали маяк к чертям. Но Ворона это не остановило — он сам стал
проводником для зловещей луны.
Бой
с Наэлем ван Дарном останется самым ярким моментом «старой» Final
Fantasy XIV. Легат телепортировался по арене, кидался метеоритами и в
поэтичных фразах предрекал смерть всему живому
В августе произошла решающая схватка с Дарном. Игроки схлестнулись с
безумным легатом на парящей в стратосфере конструкции. Дарн пал, но луна
продолжила снижаться. Архоны дали игрокам последнее поручение —
отыскать раскиданные по всей Эорзее символы двенадцати богов и вознести к
ним молитвы. Это должно было пробудить небожителей и позволить колдунам
воспользоваться их силой. Имелась, впрочем, проблема — ритуал нужно
было проводить, находясь непосредственно под Даламуд. Именно там был
расквартирован имперский легион. Сражение становилось неизбежным.
Финальную битву наметили на воскресенье 11 ноября, на 10 часов утра
по московскому времени. Объединенные армии Эорзеи готовились выбить
имперцев и провести ритуал. Сражение должно было стать кульминацией всей
двухлетней истории Final Fantasy XIV — и эта кульминация с треском
провалилась.
Ни для кого не секрет, что Final Fantasy XIV всегда плохо справлялась
с большими скоплениями людей. На каждом сезонном мероприятии — будь то
Хэллоуин, Рождество или День Святого Валентина — в первые, самые
ажиотажные дни наблюдался жуткий лаг. Вопреки здравому смыслу, 11 ноября
разработчики намеренно собрали сотни игроков в одной локации, чтобы
стравить их с сотнями NPC.
Вплоть до обнародования заключительного ролика никто
не знал, что луна Даламуд на самом деле служила тюрьмой для одного из
старожилов Final Fantasy — дракона по имени Бахамут
Результат превзошел все ожидания. Серверы принялись «падать» еще до
того, как сражение, собственно, началось. Те два часа, что оно длилось,
большая часть игроков видела перед собой только экран загрузки и могла
лишь кусать локти. В полдень, несмотря ни на что, состоялся конец света.
Луна все-таки упала, из нее вылез дракон и всех убил. Занавес.
В качестве утешения Square Enix показала ролик, демонстрирующий, как
все на самом деле закончилось. Ролик, конечно, великолепный, но
впечатление все-таки было подпорчено. Как говорится, задумка была на
рубль, а исполнение вышло на три копейки.
Несмотря на позорное фиаско с финальной битвой, разработчики
заслужили медаль за трудовой подвиг. Наоки Есиде и его команде
приходилось «жонглировать» сразу двумя Final Fantasy XIV — дорабатывать
старую игру и одновременно готовить к запуску новую. По крайней мере, с
первой задачей они справились. К моменту закрытия Final Fantasy XIV
версии 1.0 превратилась в довольно сносную MMORPG. Да, локации там были
пресные, а интерфейс — издевательски неудобным, но в этом виноваты
прежние разработчики. Люди, оставшиеся в игре, были вознаграждены
удивительным, неповторимым приключением, растянувшимся на полгода. Вряд
ли нечто подобное в обозримом будущем повторит кто-то еще. Пока только
Square Enix позволяет себе с помпой запускать онлайновые миры и через
несколько лет с не меньшей помпой их взрывать.
|